Игорь Жуков


ТАНГО-ЭЛИКСИР

(сказка)


1

Жил-был царевич Алексей. И жил царевич плоховато, а был – еще хуже.

Его любовь – девица Ефросинья - стала подолгу отсутствовать. День отсутствует, ночь отсутствует – а потом появляется без всяких объяснений и на любой вопрос только огрызается.

Алексей очень мучился от этого отсутствия, ругался по-страшному, но все терпел, потому что жить без Ефросиньи не мог. Настолько не мог, что отказался подчиниться своему папе-царю, когда тот потребовал от него больше не встречаться с этой девицей - на дух не выносил.

За этот отказ царь оставил царевича без всякого содержания, а из дворца царевич от обиды и сам сбежал.

Впрочем, не только от обиды, но и для того, чтобы быть всегда рядом со своей любовью. И с тех пор, как сбежал без всякого содержания, ютился в какой-то московской каморке и брал по чуть-чуть взаймы у придворного лекаря и изобретателя карлика Липунюшки.

Надо сказать, что как только царевич сбежал из дворца, Ефросинья и начала отсутствовать. Сбежал-то царевич, чтобы быть рядом со своей любовью, а оказался гораздо дальше от нее.

Выследить же девицу ему не позволяло воспитание, хотя он чувствовал, что еще немного, и ему любое воспитание будет нипочем.


2

Однажды царевич Алексей упал перед Ефросиньей на колени, стал ползать вокруг и со слезами взмолился:

- Бога ради, скажи, где ты все время пропадаешь? Я жить не могу! Ты - жизнь моя, а тебя все время нет.

При этом у царевича было такое лицо, будто бы он уже умер, но только что по какой-то надобности встал из гроба.

Тогда Ефросинья более от страха, чем от жалости открыла свою тайну:

- Я танцую аргентинское танго. Всю жизнь мечтала танцевать танго… Не все же в твоей каморке сидеть! Я теперь на милонги хожу.

- Какие еще милонги?

- Милонга – это когда в одном и том же месте собираются люди и танцуют танго.

Царевич перестал ползать и замер.

- Но позволь, ведь я тоже люблю танго! Ведь можно же и со мной танцевать!

- С тобой – нельзя и неинтересно. Ты не умеешь. А я целый год уроки аргентинского танго брала. Школа аргентинского танго в Москве уже давно есть.

- Так научи меня!

- Не могу. В танго ведет партнер, а партнерша за ним следует. А я мужской партии не знаю. Я всегда только следую.

- Только не за мной!.. – брякнул Алексей и стал медленно подниматься с колен. – Постой, значит, у тебя партнер есть?

- Есть! – с большим удовольствием сказала Ефросинья и даже закатила глаза. – Очень хороший партнер! Так танцует! Так танцует!..

- Кто он! – завопил царевич. – Кто!!

- Простой обыкновенный человек. Не псих истеричный, как ты, и цепляться, как ты, не будет. Негоциант… И домик у него свой – очень уютный. Мне с ним спокойно. Так бы всю жизнь с ним и танцевала!..

- Неистеричный уютный негоциант… - пробормотал Алексей. – Но я же царевич!

- Какой ты царевич без содержания? Кому ты нужен? Ты даже из дворца сбежал!.. И танцевать танго не умеешь!

- Вот что, - лицо царевича исказилось так, как будто он второй раз встал из гроба. – Передай своему негоцианту, что я его вызываю на дуэль! Для меня твое предпочтение – великий позор! И для тебя – тоже. Для меня это – вопрос жизни и смерти!

- Какой позор?! Какая еще дуэль?!! – не сказала, а как-то прошипела Ефросинья.

Царевич вдруг сразу совсем обессилел, зашатался и сел на землю.

- Ах, да, извини, я забыл: в вашем торговом сословии дуэль почитают за опасное шутовство. А кто любит – тот цепляется и маньяк… И я всегда делаю то, что ты хочешь…

- Тряпка ты! – поморщилась девица. - С тобой бы никогда ни счастья, ни покоя не было.

- И без меня не будет, - всхлипнул Алексей. - На моем гробу! Это вам танцпол, что ли?!

- Ничего, переживешь. Вообще, сначала танго научись танцевать, а потом со мной разговаривай!.. Ну, всё – мне на милонгу пора!

С этими словами Ефросинья мгновенно исчезла.

Или это царевичу только показалось.

Он пополз было куда-то, вроде бы за своей любовью, но силы совсем его оставили.


3

Царевич Алексей уже почти возненавидел танго, но не смог.

«Танго не виновато, когда отнимает любовь, как море не виновато, когда отнимает жизнь, - думал он. – И там, и там тонут, без согласия стихии и не спросясь тех, кого теряют… Что ж, надо тонуть - надо научиться танцевать танго!.. Пойду к Липунюшке – он ведь мне не только деньгами помогает.»

И царевич по тайному подземному ходу пробрался во дворец, в лабораторию карлика-изобретателя - классический кабинет алхимика с чучелом крокодила под сводчатым потолком.


4

Липунюшка, чернобородый карлик с лысиной, обрамленной длинными волосами, нехотя оторвался от своих особо ценных для науки и государства опытов, но посмотрел на царевича с состраданием.

- Что ж, - вздохнул он. – С вами, Ваше Высочество, все ясно – опять любовная горячка со смертельной угрозой. И я ведь видел вашу Ефросинью с этой смертельной угрозой под ручку, только не хотел вас расстраивать… Ладно, не плачьте! Сейчас вам будет аргентинское танго.

- Вы аргентинец, что ли? – с надеждой встрепенулся Алексей и вытер слезы.

- Нет, я старый русский мальчик. Мы просто испробуем мое изобретение - танго-эликсир.

Карлик смешал в колбе два порошка – фиолетового и зеленого цвета – залил их прозрачной жидкостью с очень знакомым сильным запахом, пробормотал что-то себе под нос, потряс сосуд, как бармен, и дал выпить царевичу Алексею.

Алексей одним махом вылил в себя заветную жидкость.

Внутри у него сразу все вспыхнуло очень приятным пламенем, которое быстро превратилось в некое вращение. Царевич притопнул, наклонился, подхватил Липунюшку, как даму, и с восхитительной легкостью закружил его в танце без всякой музыки.

С рабочего стола карлика полетели на пол попутно задетые колбы и реторты. Они взрывались, будто фейерверки.

- Но позвольте, - наконец сказал царевич. – Мы же танцуем какую-то польку!

- Да уж, не танго! – согласился изобретатель. – Не того я, видно, в эликсир сыпанул… И у меня уже голова кружится. Вы бы меня, Ваше Высочество, отпустили, что ли!

- Ах, да! – царевич разжал руки, и карлик ничком растянулся на полу.

Алексею остановиться сразу не удалось, потому что средство оказалось очень сильное. Ему пришлось вцепиться в дверную ручку.


5

Липунюшка так же страдал от неудач в научных экспериментах, как царевич Алексей от любовных катастроф. Поэтому карлик все-таки, кряхтя, встал и тут же сделал новую порцию танго-эликсира. Только вместо зеленого порошка он всыпал в колбу несколько крошечных белых кристаллов.

Царевич уже не махом выпил, а осторожно пригубил жидкость.

В то же мгновение ему стало так холодно, что он весь затрясся и принялся скакать по лаборатории, словно горный козел. Под каблуками Алексея захрустели осколки разбитых склянок.

Карлик хотел спрятаться под стол, но не успел. Царевич хищно схватил его, и изобретатель опять оказался в роли дамы. Алексей стал крутить Липунюшку, как волчок, усаживать к себе на бедро, перекатывать через спину, протаскивать между ног и подбрасывать так высоко, что карлик стукнулся головой о чучело крокодила под потолком.

- Но позвольте… - опять было начал танцор.

- Да-а! Это не танго!!! – завопил изобретатель. - Это буги-вуги! Я опять не то всыпал!

Царевич собрался с последними силами, прижал к себе изобретателя и повалился на пол. Но ноги царевича все еще продолжали дергаться.

- Какой позор! – всхлипнул Липунюшка.

- Да уж, позор так позор! – согласился Алексей.


6

В третий раз Липунюшка рисковать не стал. Он забеспокоился, что после польки и буги-вуги может опять получиться не танго, а уже какой-нибудь ритуальный танец ацтеков с человеческими жертвоприношениями. Кто в таком случае станет человеческой жертвой, карлик не сомневался.

- Итак, с танго у нас незадача. Какой-то эликсир у меня получился… незаконченный. Придется, Ваше Высочество, малость потерпеть, - объявил Липунюшка, собирая с пола осколки, потому что уборщица ему по его секретности не полагалась.

- Я уже потерпел, - сказал царевич. – Мне не привыкать. Я всю жизнь терплю. Терпением Бог не обидел, но терпением обижает.

- Как это: Бог терпением обижает?

- Тем, что заставляет терпеть.

- Хм… Вижу, горе делает из вас философа, Ваше Высочество.

- Угу, - кивнул Алексей. - Валаамова Ослица заговорила.

- Тогда пора сходить на эту самую милонгу и посмотреть, что к чему. Перейти, так сказать, от эксперимента к наблюдению. Чтобы потом эликсир закончить.

Не медля, царевич и изобретатель переоделись аргентинцами и появились на милонге в одном из московских парков.


7

В парке возле эстрады под старое аргентинское танго мелкими шагами кружило множество пар.

Одни танцоры были очень искусны, другие не очень, но зато у не очень искусных было больше удовольствия на лице.

Царевич и Липунюшка пристроились на лавку среди совершенно неискусных. У тех на лице был восторг.

Очень быстро в восторг пришел и царевич.

- Люди рай ловят! – услышал он сквозь шум морского прибоя, и тут же понял, что произнес это сам.

- И одновременно скользят в ад! – раздался откуда-то сверху гулкий голос Липунюшки. – Шаг туда – шаг обратно, шаг туда – шаг обратно…

Пары перед глазами Алексея стали кружить все быстрее и быстрее, как будто на карусели, пока не слились в разноцветную ленту. Наконец, из этого кружащегося марева появились Ефросинья и ее негоциант. Девица в близком объятии очень уютно пристроилась на его животе. Блаженная улыбка застыла на прекраснейшем для царевича личике.

- Я тебя понимаю! - прошептал Алексей. - Ты тонешь. А когда идешь ко дну, цепляешься за любого подводного гада… Я тебя понимаю, но не благославляю. Я – не самоубийца…

- Ваше Высочество! - дернул царевича за рукав карлик. – Очнитесь! Что-то с нами не то! Что-то на нас все оглядываются!

Царевич посмотрел на круглую шляпу Липунюшки, на его и свои широченные штаны, заправленные в сапоги со шпорами. Они были одеты, как аргентинские пастухи-гаучо.

- Хм… Видимо, наши костюмы не совсем для милонги. Мы здесь такие одни, - сказал карлик. – Да-а, танго – это для меня дело еще совсем неизведанное!.. Вообще, тут, похоже, эликсиром не отделаешься. Тут прочувствовать надо. Иначе ноги будут правильно шагать, и все остальное будет как надо и легко вертеться, а душа останется тяжелой, как аргентинская говядина.

- Угу, - обреченно кивнул царевич. – Тонуть надо…

В это время музыка смолкла, и Алексей увидел личико Ефросиньи прямо перед собой. Только оно уже совсем не улыбалось.

- Ты что, за мной следишь?!! – закричала она, но как-то шепотом. – И нарочно так вырядился, чтобы меня позорить?! Гад ты! Клоун! Мстительный злобный карлик!

- Позвольте, сударыня, это я карлик! – вмешался Липунюшка, а царевич подскочил к негоцианту и изрубил его в куски.

Но это он мысленно его изрубил, а на самом деле весь затрясся и с воплями: «Я всегда делаю то, что ты хочешь!!! Я даже говорю твоими словами!!!» - бросился прочь из парка.

Вслед за ним быстро заковылял Липунюшка.

Он как-то особо громко при этом звенел шпорами.


8

Липунюшка нашел царевича за оградой парка. Алексей лежал, скорчившись и уткнувшись носом в землю.

- К черту эликсир! – выпалил карлик и сел рядом. – Ваше Высочество, мы будем брать уроки в школе аргентинского танго! С самого начала, шаг за шагом! Мы будем наступать партнершам на ноги и сами содрогаться от боли! Мы будем постоянно забывать сложные и даже простые па и очень стыдиться этого! А когда у нас что-то будет получаться, мы будем радоваться, как маленькие дети! Здорово, правда?!

- Здорово, - глухо согласился царевич. – А чем платить-то?

- Ну, вы-то, смотрю, за это дело своей жизнью платите, а я уж как-нибудь деньгами обойдусь, за нас обоих… Мы научимся не только двигаться – со временем это нам станет так же легко, как в темноте попадать ключом в замок своего дома - мы научимся слушать танго, смотреть танго, вдыхать танго, осязать танго, вкушать танго – ведь без этого нельзя по-настоящему танцевать, без этого – одно самодовольство и аргентинская говядина!

Тут карлик довольно фальшиво замурлыкал танго «Кумпарсита», встал и с чрезвычайной легкостью поднял на ноги царевича.

И через несколько секунд они, как два дурака, в костюмах гаучо в центре Москвы, дергаясь, звеня шпорами, спотыкаясь и наступая друг другу на ноги, кружились под танго в исполнении Липунюшки. Причем карлик вел, хотя Алексей, чтобы танцевать с ним парой, согнулся вдвое.

Некоторые из прохожих в тот момент принимали их за счастливцев.

А царевич и карлик все никак не желали, да и не могли остановиться.


9

Так и застала их вдруг выбежавшая из-за решетки парка Ефросинья.

От страха ли, от жалости ли или еще отчего она появилась, царевичу было все равно – лишь бы появилась.

- Смотри! – крикнул он. – Я уже учусь!




КОНЕЦ