Игорь Жуков ТАНГО-ЭЛИКСИР (сказка) 1 Жил-был царевич Алексей. И жил царевич плоховато, а был – еще хуже. Его любовь – девица Ефросинья - стала подолгу отсутствовать. День отсутствует, ночь отсутствует – а потом появляется без всяких объяснений и на любой вопрос только огрызается. Алексей очень мучился от этого отсутствия, ругался по-страшному, но все терпел, потому что жить без Ефросиньи не мог. Настолько не мог, что отказался подчиниться своему папе-царю, когда тот потребовал от него больше не встречаться с этой девицей - на дух не выносил. За этот отказ царь оставил царевича без всякого содержания, а из дворца царевич от обиды и сам сбежал. Впрочем, не только от обиды, но и для того, чтобы быть всегда рядом со своей любовью. И с тех пор, как сбежал без всякого содержания, ютился в какой-то московской каморке и брал по чуть-чуть взаймы у придворного лекаря и изобретателя карлика Липунюшки. Надо сказать, что как только царевич сбежал из дворца, Ефросинья и начала отсутствовать. Сбежал-то царевич, чтобы быть рядом со своей любовью, а оказался гораздо дальше от нее. Выследить же девицу ему не позволяло воспитание, хотя он чувствовал, что еще немного, и ему любое воспитание будет нипочем. 2 Однажды царевич Алексей упал перед Ефросиньей на колени, стал ползать вокруг и со слезами взмолился: - Бога ради, скажи, где ты все время пропадаешь? Я жить не могу! Ты - жизнь моя, а тебя все время нет. При этом у царевича было такое лицо, будто бы он уже умер, но только что по какой-то надобности встал из гроба. Тогда Ефросинья более от страха, чем от жалости открыла свою тайну: - Я танцую аргентинское танго. Всю жизнь мечтала танцевать танго… Не все же в твоей каморке сидеть! Я теперь на милонги хожу. - Какие еще милонги? - Милонга – это когда в одном и том же месте собираются люди и танцуют танго. Царевич перестал ползать и замер. - Но позволь, ведь я тоже люблю танго! Ведь можно же и со мной танцевать! - С тобой – нельзя и неинтересно. Ты не умеешь. А я целый год уроки аргентинского танго брала. Школа аргентинского танго в Москве уже давно есть. - Так научи меня! - Не могу. В танго ведет партнер, а партнерша за ним следует. А я мужской партии не знаю. Я всегда только следую. - Только не за мной!.. – брякнул Алексей и стал медленно подниматься с колен. – Постой, значит, у тебя партнер есть? - Есть! – с большим удовольствием сказала Ефросинья и даже закатила глаза. – Очень хороший партнер! Так танцует! Так танцует!.. - Кто он! – завопил царевич. – Кто!! - Простой обыкновенный человек. Не псих истеричный, как ты, и цепляться, как ты, не будет. Негоциант… И домик у него свой – очень уютный. Мне с ним спокойно. Так бы всю жизнь с ним и танцевала!.. - Неистеричный уютный негоциант… - пробормотал Алексей. – Но я же царевич! - Какой ты царевич без содержания? Кому ты нужен? Ты даже из дворца сбежал!.. И танцевать танго не умеешь! - Вот что, - лицо царевича исказилось так, как будто он второй раз встал из гроба. – Передай своему негоцианту, что я его вызываю на дуэль! Для меня твое предпочтение – великий позор! И для тебя – тоже. Для меня это – вопрос жизни и смерти! - Какой позор?! Какая еще дуэль?!! – не сказала, а как-то прошипела Ефросинья. Царевич вдруг сразу совсем обессилел, зашатался и сел на землю. - Ах, да, извини, я забыл: в вашем торговом сословии дуэль почитают за опасное шутовство. А кто любит – тот цепляется и маньяк… И я всегда делаю то, что ты хочешь… - Тряпка ты! – поморщилась девица. - С тобой бы никогда ни счастья, ни покоя не было. - И без меня не будет, - всхлипнул Алексей. - На моем гробу! Это вам танцпол, что ли?! - Ничего, переживешь. Вообще, сначала танго научись танцевать, а потом со мной разговаривай!.. Ну, всё – мне на милонгу пора! С этими словами Ефросинья мгновенно исчезла. Или это царевичу только показалось. Он пополз было куда-то, вроде бы за своей любовью, но силы совсем его оставили. 3 Царевич Алексей уже почти возненавидел танго, но не смог. «Танго не виновато, когда отнимает любовь, как море не виновато, когда отнимает жизнь, - думал он. – И там, и там тонут, без согласия стихии и не спросясь тех, кого теряют… Что ж, надо тонуть - надо научиться танцевать танго!.. Пойду к Липунюшке – он ведь мне не только деньгами помогает.» И царевич по тайному подземному ходу пробрался во дворец, в лабораторию карлика-изобретателя - классический кабинет алхимика с чучелом крокодила под сводчатым потолком. 4 Липунюшка, чернобородый карлик с лысиной, обрамленной длинными волосами, нехотя оторвался от своих особо ценных для науки и государства опытов, но посмотрел на царевича с состраданием. - Что ж, - вздохнул он. – С вами, Ваше Высочество, все ясно – опять любовная горячка со смертельной угрозой. И я ведь видел вашу Ефросинью с этой смертельной угрозой под ручку, только не хотел вас расстраивать… Ладно, не плачьте! Сейчас вам будет аргентинское танго. - Вы аргентинец, что ли? – с надеждой встрепенулся Алексей и вытер слезы. - Нет, я старый русский мальчик. Мы просто испробуем мое изобретение - танго-эликсир. Карлик смешал в колбе два порошка – фиолетового и зеленого цвета – залил их прозрачной жидкостью с очень знакомым сильным запахом, пробормотал что-то себе под нос, потряс сосуд, как бармен, и дал выпить царевичу Алексею. Алексей одним махом вылил в себя заветную жидкость. Внутри у него сразу все вспыхнуло очень приятным пламенем, которое быстро превратилось в некое вращение. Царевич притопнул, наклонился, подхватил Липунюшку, как даму, и с восхитительной легкостью закружил его в танце без всякой музыки. С рабочего стола карлика полетели на пол попутно задетые колбы и реторты. Они взрывались, будто фейерверки. - Но позвольте, - наконец сказал царевич. – Мы же танцуем какую-то польку! - Да уж, не танго! – согласился изобретатель. – Не того я, видно, в эликсир сыпанул… И у меня уже голова кружится. Вы бы меня, Ваше Высочество, отпустили, что ли! - Ах, да! – царевич разжал руки, и карлик ничком растянулся на полу. Алексею остановиться сразу не удалось, потому что средство оказалось очень сильное. Ему пришлось вцепиться в дверную ручку. 5 Липунюшка так же страдал от неудач в научных экспериментах, как царевич Алексей от любовных катастроф. Поэтому карлик все-таки, кряхтя, встал и тут же сделал новую порцию танго-эликсира. Только вместо зеленого порошка он всыпал в колбу несколько крошечных белых кристаллов. Царевич уже не махом выпил, а осторожно пригубил жидкость. В то же мгновение ему стало так холодно, что он весь затрясся и принялся скакать по лаборатории, словно горный козел. Под каблуками Алексея захрустели осколки разбитых склянок. Карлик хотел спрятаться под стол, но не успел. Царевич хищно схватил его, и изобретатель опять оказался в роли дамы. Алексей стал крутить Липунюшку, как волчок, усаживать к себе на бедро, перекатывать через спину, протаскивать между ног и подбрасывать так высоко, что карлик стукнулся головой о чучело крокодила под потолком. - Но позвольте… - опять было начал танцор. - Да-а! Это не танго!!! – завопил изобретатель. - Это буги-вуги! Я опять не то всыпал! Царевич собрался с последними силами, прижал к себе изобретателя и повалился на пол. Но ноги царевича все еще продолжали дергаться. - Какой позор! – всхлипнул Липунюшка. - Да уж, позор так позор! – согласился Алексей. 6 В третий раз Липунюшка рисковать не стал. Он забеспокоился, что после польки и буги-вуги может опять получиться не танго, а уже какой-нибудь ритуальный танец ацтеков с человеческими жертвоприношениями. Кто в таком случае станет человеческой жертвой, карлик не сомневался. - Итак, с танго у нас незадача. Какой-то эликсир у меня получился… незаконченный. Придется, Ваше Высочество, малость потерпеть, - объявил Липунюшка, собирая с пола осколки, потому что уборщица ему по его секретности не полагалась. - Я уже потерпел, - сказал царевич. – Мне не привыкать. Я всю жизнь терплю. Терпением Бог не обидел, но терпением обижает. - Как это: Бог терпением обижает? - Тем, что заставляет терпеть. - Хм… Вижу, горе делает из вас философа, Ваше Высочество. - Угу, - кивнул Алексей. - Валаамова Ослица заговорила. - Тогда пора сходить на эту самую милонгу и посмотреть, что к чему. Перейти, так сказать, от эксперимента к наблюдению. Чтобы потом эликсир закончить. Не медля, царевич и изобретатель переоделись аргентинцами и появились на милонге в одном из московских парков. 7 В парке возле эстрады под старое аргентинское танго мелкими шагами кружило множество пар. Одни танцоры были очень искусны, другие не очень, но зато у не очень искусных было больше удовольствия на лице. Царевич и Липунюшка пристроились на лавку среди совершенно неискусных. У тех на лице был восторг. Очень быстро в восторг пришел и царевич. - Люди рай ловят! – услышал он сквозь шум морского прибоя, и тут же понял, что произнес это сам. - И одновременно скользят в ад! – раздался откуда-то сверху гулкий голос Липунюшки. – Шаг туда – шаг обратно, шаг туда – шаг обратно… Пары перед глазами Алексея стали кружить все быстрее и быстрее, как будто на карусели, пока не слились в разноцветную ленту. Наконец, из этого кружащегося марева появились Ефросинья и ее негоциант. Девица в близком объятии очень уютно пристроилась на его животе. Блаженная улыбка застыла на прекраснейшем для царевича личике. - Я тебя понимаю! - прошептал Алексей. - Ты тонешь. А когда идешь ко дну, цепляешься за любого подводного гада… Я тебя понимаю, но не благославляю. Я – не самоубийца… - Ваше Высочество! - дернул царевича за рукав карлик. – Очнитесь! Что-то с нами не то! Что-то на нас все оглядываются! Царевич посмотрел на круглую шляпу Липунюшки, на его и свои широченные штаны, заправленные в сапоги со шпорами. Они были одеты, как аргентинские пастухи-гаучо. - Хм… Видимо, наши костюмы не совсем для милонги. Мы здесь такие одни, - сказал карлик. – Да-а, танго – это для меня дело еще совсем неизведанное!.. Вообще, тут, похоже, эликсиром не отделаешься. Тут прочувствовать надо. Иначе ноги будут правильно шагать, и все остальное будет как надо и легко вертеться, а душа останется тяжелой, как аргентинская говядина. - Угу, - обреченно кивнул царевич. – Тонуть надо… В это время музыка смолкла, и Алексей увидел личико Ефросиньи прямо перед собой. Только оно уже совсем не улыбалось. - Ты что, за мной следишь?!! – закричала она, но как-то шепотом. – И нарочно так вырядился, чтобы меня позорить?! Гад ты! Клоун! Мстительный злобный карлик! - Позвольте, сударыня, это я карлик! – вмешался Липунюшка, а царевич подскочил к негоцианту и изрубил его в куски. Но это он мысленно его изрубил, а на самом деле весь затрясся и с воплями: «Я всегда делаю то, что ты хочешь!!! Я даже говорю твоими словами!!!» - бросился прочь из парка. Вслед за ним быстро заковылял Липунюшка. Он как-то особо громко при этом звенел шпорами. 8 Липунюшка нашел царевича за оградой парка. Алексей лежал, скорчившись и уткнувшись носом в землю. - К черту эликсир! – выпалил карлик и сел рядом. – Ваше Высочество, мы будем брать уроки в школе аргентинского танго! С самого начала, шаг за шагом! Мы будем наступать партнершам на ноги и сами содрогаться от боли! Мы будем постоянно забывать сложные и даже простые па и очень стыдиться этого! А когда у нас что-то будет получаться, мы будем радоваться, как маленькие дети! Здорово, правда?! - Здорово, - глухо согласился царевич. – А чем платить-то? - Ну, вы-то, смотрю, за это дело своей жизнью платите, а я уж как-нибудь деньгами обойдусь, за нас обоих… Мы научимся не только двигаться – со временем это нам станет так же легко, как в темноте попадать ключом в замок своего дома - мы научимся слушать танго, смотреть танго, вдыхать танго, осязать танго, вкушать танго – ведь без этого нельзя по-настоящему танцевать, без этого – одно самодовольство и аргентинская говядина! Тут карлик довольно фальшиво замурлыкал танго «Кумпарсита», встал и с чрезвычайной легкостью поднял на ноги царевича. И через несколько секунд они, как два дурака, в костюмах гаучо в центре Москвы, дергаясь, звеня шпорами, спотыкаясь и наступая друг другу на ноги, кружились под танго в исполнении Липунюшки. Причем карлик вел, хотя Алексей, чтобы танцевать с ним парой, согнулся вдвое. Некоторые из прохожих в тот момент принимали их за счастливцев. А царевич и карлик все никак не желали, да и не могли остановиться. 9 Так и застала их вдруг выбежавшая из-за решетки парка Ефросинья. От страха ли, от жалости ли или еще отчего она появилась, царевичу было все равно – лишь бы появилась. - Смотри! – крикнул он. – Я уже учусь! КОНЕЦ |